Из огромного количества статей, опубликованных
в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы
отобрали публикации в области экологии, биологии,
географии и краеведения, а также небольшое число
работ по археологии, истории и культуре.
Вагина С. Г., Гливинская О. В., Михайлюк Я. В.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №11» п. Шерегеш Таштагольского района Кемеровской области
В Концепции модернизации образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Поэтому одной из целей современной школы является подготовка выпускника, способного к успешному продолжению обучения в вузе, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, требующих от человека творческого напряжения и интеллектуальных усилий.
В настоящее время можно сказать, что исследовательская деятельность учащихся школы занимает одно из ведущих мест в учебном процессе. Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:
К учебному исследованию надо готовить заранее и учителей, и учащихся. И самое главное - создавать условия для включения школьника в творческую деятельность, направленную на получение новых для него знаний, овладение умениями и навыками, что эффективно реализуется при наличии творческой научно-исследовательской атмосферы в школе.
Творческая деятельность начинается с начальной школы. Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, защиту проектов и рефератов, научно – образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным.
Разносторонняя работа начальной школы не может прерваться в среднем и старшем звеньях. Здесь уже подход к исследовательской деятельности становится более традиционным. Прежде всего, это творческие домашние задания, подбираемые индивидуально для каждого учащегося. В ходе каждого урока учитель контролирует, направляет и корректирует деятельность учеников. Итогом такой работы является защита учебно-исследовательского проекта на уроке и выход лучших работ на школьный уровень.
В 8-9 классах у обучающихся оформляются и приобретают зримые очертания исследовательские интересы, их работы отличаются большей самостоятельностью и носят личностно-ориентированный характер. Исследовательская деятельность имеет долгосрочный характер и завершается представлением и защитой докладов и рефератов на научно-практической конференции.
В 10-11 классах основное внимание уделяется будущему профессиональному самоопределению, глубине, широте, фундаментальности их исследований. У нас работает научное общество учащихся, в которое входят ученики 5-11 классов.
Итоги этой работы подводятся на научно-практической конференции, где защищаются собственные проекты. В жюри входят учителя и ученики.
Виды исследовательской деятельности:
1. Метод проектов. Представители групп готовят сообщения по темам. Учащиеся имеют возможность воспользоваться презентациями при составлении своего небольшого высказывания.
2. Лабораторные работы. В частности на уроках английского языка можно провести ряд лабораторных работ. (Например: «Как составить правильно вопрос на английском языке?», «Порядок слов в английском предложении», «Употребление артиклей»).
3. Кейс-технологии. Кейс-метод или кейс-технологии (обучение на примере конкретных случаев). Сущность этого способа обучения заключается в том, что учащимся предлагаются конкретные ситуации, которые обсуждаются на занятиях и служат основой дальнейшей исследовательской деятельности.
Проект является основной формой научно-исследовательской деятельности старшеклассников, он связывает теорию и практику, что имеет большое значение для учащихся. Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь искания, преодоления затруднений. Метод проектов является одним из эффективных средств подготовки учащихся к научно-исследовательской деятельности на уроках гуманитарного цикла и помимо потенциальных творческих способностей, возможностей и эрудиции, требует от школьников самостоятельности, умения проблемно мыслить и определенных, еще слабо сформированных исследовательских навыков. Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь искания, преодоления затруднений.
На протяжении 12 лет мы используем эту методику на уроках английского языка, литературы и истории. Выбор этого метода в нашей работе с учениками, во-первых, обусловлен тем, что он позволяет учащимся наиболее полно реализовать их способности и интересы, то есть речь идет о реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Вторая причина связана с особенностями предметов гуманитарного цикла, как учебных предметов, особенно иностранного языка. В сравнении с другими предметами его усвоение не дает непосредственных знаний о реальной действительности. В связи с этим встает задача определения предмета учебной деятельности, удовлетворяющего познавательным потребностям учащихся. Эта особенность иностранного языка определяет его ярко выраженный межпредметный характер. Так уже младшим школьникам предлагались задания, которые предусматривали выполнение проектов. В 5-7 классах обучающиеся начинают работать с научно-популярными изданиями, учебной литературой и решать конкретные проблемы, а также проводят небольшие исследования частично-поискового характера, результаты которых оформляются, в основном, в виде рефератов.
В своей практике мы планируем также мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть: мини-исследовательские проекты (например, рейтинг любимых каналов в пгт. Шерегеш (8 класс) и многие другие).
В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения, мы оценивали усвоение учащимися определенного учебного материала. При оценке готового проекта важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Сначала необходимо проверять черновик работы. Так можно указать на ошибки, не исправляя уже готовую работу. Если есть ошибки в конечном варианте проекта мы исправляем их карандашом или записываем их на отдельном листе бумаги, тогда обучающиеся сами решают, хотят ли они исправить конечный вариант работы. Не стоит беспокоиться об ошибках, оценить грамотность можно и в других видах деятельности.
Подготовка проекта включает разные уровни деятельности. Возможно, учащимся потребуется задавать вопросы своим товарищам или искать информацию в справочнике. Это может вызвать «рабочий» шум. Однако этого не надо опасаться, т.к. такая активность способствует работе.
По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения предметов гуманитарного цикла.
Игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в школе (программы практики устной речи, грамматики, фонетики), драматизация пьесы (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка).
Творческие работы – свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка.
Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.
Информативно-исследовательские проекты, например, «Путеводитель по стране изучаемого языка».
Особенно хочется обратиться к основной форме исследовательской деятельности старшеклассников - проекту, рассматривая проектно-исследовательскую деятельность как учебно-трудовую по характеру, органически связывающую теорию и практику, что имеет важное значение для профессионального самоопределения учащихся. В качестве наглядного примера развития навыков исследовательской деятельности может служить научный проект ученицы 11б класса школы Бабенко Олеси “ Народный костюм как проявление синкретизма культуры в Великобритании”.
В ходе беседы были определены проблемы исследования, что помогло ученице сориентироваться в теме. Проблема формулируется так, чтобы привлечь ученицу к поиску фактов из смежных областей знаний и разных источников информации.
Предложенная тема ее заинтересовала, т.к. проблема межнационального единства актуальна в современном мире, особенно сейчас в период возникновение глобальной культуры человечества, формирования единой планетарной цивилизации, утраты культурных национальных традиций и исторических корней, унификации культурных норм и способов видения мира наблюдается мощная тенденция к сохранению собственной идентичности, подчеркивается уникальность национальных культур. Целью проекта стало исследование многообразия культур Великобритании на примере народного костюма как элемента культуры, а в качестве гипотезы было выдвинуто предположение о существовании единой Британской культуры, позволяющей сохранять межнациональное согласие и единство нации.
В ходе работы при постоянном самоконтроле, промежуточной самооценке и самокоррекции ученица осуществляла сбор и анализ информации, обсуждались новые идеи, возникали те или иные проблемные ситуации, намечались пути их разрешения, оформлялись документы и т.д. Практическая значимость настоящего исследования заключается в возможности использовать его результаты на уроках «Искусство” в гуманитарных 10-11 классах, а также на занятиях МХК.
На заключительном этапе при подведении итогов важно сделать так, чтобы обучающийся смог увидеть новые проблемы, вытекающие из проведенного им микроисследования, которые могут служить темой нового поиска, тем самым будет обеспечиваться непрерывное развитие личности. Кто-то из ученых удачно высказался по этому поводу: "Если в конце исследования не видно начала следующего - значит, исследование не доведено до конца".
Весь отработанный, оформленный материал сначала был представлен одноклассникам, затем обучающимся школы, а также учителям английской кафедры. А итогом - защита данного исследования за пределами школы.
Таким образом, исследовательский проект - первый научный труд выпускника школы. Навыки, полученные в работе над ним, помогают, по мнению выпускников, успешно справляться с курсовыми и дипломными работами, уверенно чувствовать себя на семинарах и научных конференциях, не бояться публичных выступлений, отстаивать собственное мнение и позицию. Работа над исследовательским проектом прививает вкус к научной работе.
В заключение хочется сказать, что научно-исследовательская работа в школе - это один из самых позитивных экспериментов последних лет. Научно-исследовательская деятельность, став неотъемлемой частью содержания гимназического образования и является устойчивой формой образовательного процесса.
Литература
1. Белова С.А. Технология исследовательской деятельности по иностранному языку в обучении учащихся - http://image.websib.ru/05/
2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157
3. Особенности организации научно-исследовательской работы с учащимися старших классов по иностранному языку - http://www.tgl.net.ru/wiki
4. Савченко Н.А. Метод проектов в обучении английскому языку учащихся среднего этапа обучения общеобразовательной школ.- http://www.ioso.ru/distant/library
5.Сергеев И.С.Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: АРКТИ.2006.
6. Стрельникова Т.Д. Обучение с помощью кейс-технологий Ж «Справочник заместителя директора школы» №4, 2009
7.Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. — М.: Сентябрь, 1998.