Ассоциация Экосистема (сайт www.есоsystеmа.ru)






ГЛАВНАЯ >>> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ >>> ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Главная
English
Биологический кружок ВООП
  Гостю кружка
  Планы кружка
  Экспедиции и выезды
  Исследовательская работа
  Программа "Parus"
  История кружка
  Контакты кружка
Полевой центр
  Фотогалерея
  Летопись биостанции
  Статьи о биостанции
  Исследовательские работы
Учебные программы
  Полевые практикумы
  Методические семинары
  Вебинары
  Исследовательская работа
  Проектная деятельность
  Экспедиции и лагеря
  Экологические тропы
  Экологические игры
  Публикации (статьи)
Методические материалы
  Наглядные определители
  Карманные определители
  Определительные таблицы
  Энциклопедии природы России
  Компьютерные определители
  Мобильные определители
  Учебные фильмы
  Методические пособия
  Полевой практикум
Природа России
  Минералы и горные породы
  Почвы
  Грибы
  Лишайники
  Водоросли
  Мохообразные
  Травянистые растения
  Деревья и кустарники
  Ягоды и сочные плоды
  Насекомые-вредители
  Водные беспозвоночные
  Дневные бабочки
  Рыбы
  Амфибии
  Рептилии
  Птицы, гнезда и голоса
  Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
  Систематический каталог
  Алфавитный каталог
  Географический каталог
  Поиск по названию
  Галерея
Природные ландшафты мира
  Физическая география России
  Физическая география мира
  Европа
  Азия
  Африка
  Северная Америка
  Южная Америка
  Австралия и Новая Зеландия
  Антарктика
Рефераты о природе
  География
  Геология и почвоведение
  Микология
  Ботаника
  Культурные растения
  Зоология беспозвоночных
  Зоология позвоночных
  Водная экология
  Цитология, анатомия, медицина
  Общая экология
  Охрана природы
  Заповедники России
  Экологическое образование
  Экологический словарь
  Географический словарь
  Художественная литература
Международные программы
  Общая информация
  Полевые центры (Великобритания)
  Международные экспедиции (США)
  Курс полевого образования (США)
  Международные контакты
Интернет-магазин
  Карманные определители
  Цветные таблицы
  Компьютерные определители
  Энциклопедии природы
  Методические пособия
  Учебные фильмы
  Комплекты материалов
Контакты
  Гостевая книга
  Ссылки
  Партнеры
  Наши баннеры
  Карта сайта

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать наши приложения из магазина RuStore
Скачать наши приложения из магазина RuMarket Скачать приложения Экосистемы из магазина NashStore
Скачать приложения Экосистемы из магазина GetApps Xiaomi
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале

Если Вам понравился и пригодился наш сайт - кликните по иконке "своей" социальной сети:

Приложение 'Манок на птиц: птицы Европы - песни, позывки, голоса птиц' для смартфонов и планшетов Андроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно

Объявления:

Международные дни наблюдений за птицами!
Союз охраны птиц России приглашает российских любителей птиц принять участие в акции и загрузить результаты своих наблюдений на www.biodat.ru Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>



Яндекс.Метрика



[ sp ] : ml об : { lf }


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Обложка журнала "Исследовательская работа школьников"Титульная страница журнала "Исследовательская работа школьников" Приведенная ниже работа была опубликована в журнале "Исследовательская работа школьников" Издательского дома "Народное образование" и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.

Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.

Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам: Общие вопросы - теория, Общие вопросы - практика, География, Биология, Экология - теория, Экология - практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии


Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы!
Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.


Исследовательская деятельность учащихся на уроках гуманитарного цикла и во внеурочное время

Вагина С. Г., Гливинская О. В., Михайлюк Я. В.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №11» п. Шерегеш Таштагольского района Кемеровской области

Данная статья посвящена исследовательской деятельности учащихся на уроках гуманитарного цикла, которая занимает одно из ведущих мест в учебном процессе. Организация исследовательской деятельности по предметам гуманитарного цикла проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях, рассматриваемых в статье.

  • Где господствует дух науки, там творится великое малыми средствами. (Н.И. Пирогов)

В Концепции модернизации образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Поэтому одной из целей современной школы является подготовка выпускника, способного к успешному продолжению обучения в вузе, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, требующих от человека творческого напряжения и интеллектуальных усилий.

В настоящее время можно сказать, что исследовательская деятельность учащихся школы занимает одно из ведущих мест в учебном процессе. Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:

  • развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;
  • формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;
  • выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;
  • воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности; помощь в профессиональной ориентации;
  • самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.

Несомненно, поставленные задачи направлены на разностороннее развитие и воспитание подрастающего поколения. Необходимо, чтобы научно-исследовательская деятельность стала для обучающегося интересным, захватывающим процессом, важным для ребёнка.

Организация исследовательской деятельности по предметам гуманитарного цикла проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях.

Прежде всего, это урочная деятельность школьников. В качестве творческих домашних заданий ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и младших школьников и т. п. Примеры урочной учебно-исследовательской деятельности учащихся:

  • проблемные уроки (9-11 кл.);
  • урочные проекты (внутришкольные) (5-11 кл.).

Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности:

  • реферативная работа (9-11 кл.);
  • проектная работа по интересам (5-11 кл.);
  • учебно-исследовательские работы (10-11 кл.);
  • интеллектуальные марафоны (5-11 кл.);
  • олимпиады (5-11 кл.).

К учебному исследованию надо готовить заранее и учителей, и учащихся. И самое главное - создавать условия для включения школьника в творческую деятельность, направленную на получение новых для него знаний, овладение умениями и навыками, что эффективно реализуется при наличии творческой научно-исследовательской атмосферы в школе.

Творческая деятельность начинается с начальной школы. Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, защиту проектов и рефератов, научно – образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным.

Разносторонняя работа начальной школы не может прерваться в среднем и старшем звеньях. Здесь уже подход к исследовательской деятельности становится более традиционным. Прежде всего, это творческие домашние задания, подбираемые индивидуально для каждого учащегося. В ходе каждого урока учитель контролирует, направляет и корректирует деятельность учеников. Итогом такой работы является защита учебно-исследовательского проекта на уроке и выход лучших работ на школьный уровень.

В 8-9 классах у обучающихся оформляются и приобретают зримые очертания исследовательские интересы, их работы отличаются большей самостоятельностью и носят личностно-ориентированный характер. Исследовательская деятельность имеет долгосрочный характер и завершается представлением и защитой докладов и рефератов на научно-практической конференции.

В 10-11 классах основное внимание уделяется будущему профессиональному самоопределению, глубине, широте, фундаментальности их исследований. У нас работает научное общество учащихся, в которое входят ученики 5-11 классов.

Итоги этой работы подводятся на научно-практической конференции, где защищаются собственные проекты. В жюри входят учителя и ученики.

Виды исследовательской деятельности:

1. Метод проектов. Представители групп готовят сообщения по темам. Учащиеся имеют возможность воспользоваться презентациями при составлении своего небольшого высказывания.

2. Лабораторные работы. В частности на уроках английского языка можно провести ряд лабораторных работ. (Например: «Как составить правильно вопрос на английском языке?», «Порядок слов в английском предложении», «Употребление артиклей»).

3. Кейс-технологии. Кейс-метод или кейс-технологии (обучение на примере конкретных случаев). Сущность этого способа обучения заключается в том, что учащимся предлагаются конкретные ситуации, которые обсуждаются на занятиях и служат основой дальнейшей исследовательской деятельности.

Проект является основной формой научно-исследовательской деятельности старшеклассников, он связывает теорию и практику, что имеет большое значение для учащихся. Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь искания, преодоления затруднений. Метод проектов является одним из эффективных средств подготовки учащихся к научно-исследовательской деятельности на уроках гуманитарного цикла и помимо потенциальных творческих способностей, возможностей и эрудиции, требует от школьников самостоятельности, умения проблемно мыслить и определенных, еще слабо сформированных исследовательских навыков. Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь искания, преодоления затруднений.

На протяжении 12 лет мы используем эту методику на уроках английского языка, литературы и истории. Выбор этого метода в нашей работе с учениками, во-первых, обусловлен тем, что он позволяет учащимся наиболее полно реализовать их способности и интересы, то есть речь идет о реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Вторая причина связана с особенностями предметов гуманитарного цикла, как учебных предметов, особенно иностранного языка. В сравнении с другими предметами его усвоение не дает непосредственных знаний о реальной действительности. В связи с этим встает задача определения предмета учебной деятельности, удовлетворяющего познавательным потребностям учащихся. Эта особенность иностранного языка определяет его ярко выраженный межпредметный характер. Так уже младшим школьникам предлагались задания, которые предусматривали выполнение проектов. В 5-7 классах обучающиеся начинают работать с научно-популярными изданиями, учебной литературой и решать конкретные проблемы, а также проводят небольшие исследования частично-поискового характера, результаты которых оформляются, в основном, в виде рефератов.

В своей практике мы планируем также мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть: мини-исследовательские проекты (например, рейтинг любимых каналов в пгт. Шерегеш (8 класс) и многие другие).

В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения, мы оценивали усвоение учащимися определенного учебного материала. При оценке готового проекта важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Сначала необходимо проверять черновик работы. Так можно указать на ошибки, не исправляя уже готовую работу. Если есть ошибки в конечном варианте проекта мы исправляем их карандашом или записываем их на отдельном листе бумаги, тогда обучающиеся сами решают, хотят ли они исправить конечный вариант работы. Не стоит беспокоиться об ошибках, оценить грамотность можно и в других видах деятельности.

Подготовка проекта включает разные уровни деятельности. Возможно, учащимся потребуется задавать вопросы своим товарищам или искать информацию в справочнике. Это может вызвать «рабочий» шум. Однако этого не надо опасаться, т.к. такая активность способствует работе.

По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения предметов гуманитарного цикла.

Игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в школе (программы практики устной речи, грамматики, фонетики), драматизация пьесы (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка).

Творческие работы – свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка.

Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.

Информативно-исследовательские проекты, например, «Путеводитель по стране изучаемого языка».

Особенно хочется обратиться к основной форме исследовательской деятельности старшеклассников - проекту, рассматривая проектно-исследовательскую деятельность как учебно-трудовую по характеру, органически связывающую теорию и практику, что имеет важное значение для профессионального самоопределения учащихся. В качестве наглядного примера развития навыков исследовательской деятельности может служить научный проект ученицы 11б класса школы Бабенко Олеси “ Народный костюм как проявление синкретизма культуры в Великобритании”.

В ходе беседы были определены проблемы исследования, что помогло ученице сориентироваться в теме. Проблема формулируется так, чтобы привлечь ученицу к поиску фактов из смежных областей знаний и разных источников информации.

Предложенная тема ее заинтересовала, т.к. проблема межнационального единства актуальна в современном мире, особенно сейчас в период возникновение глобальной культуры человечества, формирования единой планетарной цивилизации, утраты культурных национальных традиций и исторических корней, унификации культурных норм и способов видения мира наблюдается мощная тенденция к сохранению собственной идентичности, подчеркивается уникальность национальных культур. Целью проекта стало исследование многообразия культур Великобритании на примере народного костюма как элемента культуры, а в качестве гипотезы было выдвинуто предположение о существовании единой Британской культуры, позволяющей сохранять межнациональное согласие и единство нации.

В ходе работы при постоянном самоконтроле, промежуточной самооценке и самокоррекции ученица осуществляла сбор и анализ информации, обсуждались новые идеи, возникали те или иные проблемные ситуации, намечались пути их разрешения, оформлялись документы и т.д. Практическая значимость настоящего исследования заключается в возможности использовать его результаты на уроках «Искусство” в гуманитарных 10-11 классах, а также на занятиях МХК.

На заключительном этапе при подведении итогов важно сделать так, чтобы обучающийся смог увидеть новые проблемы, вытекающие из проведенного им микроисследования, которые могут служить темой нового поиска, тем самым будет обеспечиваться непрерывное развитие личности. Кто-то из ученых удачно высказался по этому поводу: "Если в конце исследования не видно начала следующего - значит, исследование не доведено до конца".

Весь отработанный, оформленный материал сначала был представлен одноклассникам, затем обучающимся школы, а также учителям английской кафедры. А итогом - защита данного исследования за пределами школы.

Таким образом, исследовательский проект - первый научный труд выпускника школы. Навыки, полученные в работе над ним, помогают, по мнению выпускников, успешно справляться с курсовыми и дипломными работами, уверенно чувствовать себя на семинарах и научных конференциях, не бояться публичных выступлений, отстаивать собственное мнение и позицию. Работа над исследовательским проектом прививает вкус к научной работе.

В заключение хочется сказать, что научно-исследовательская работа в школе - это один из самых позитивных экспериментов последних лет. Научно-исследовательская деятельность, став неотъемлемой частью содержания гимназического образования и является устойчивой формой образовательного процесса.

Литература

1. Белова С.А. Технология исследовательской деятельности по иностранному языку в обучении учащихся - http://image.websib.ru/05/

2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157

3. Особенности организации научно-исследовательской работы с учащимися старших классов по иностранному языку - http://www.tgl.net.ru/wiki

4. Савченко Н.А. Метод проектов в обучении английскому языку учащихся среднего этапа обучения общеобразовательной школ.- http://www.ioso.ru/distant/library

5.Сергеев И.С.Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: АРКТИ.2006.

6. Стрельникова Т.Д. Обучение с помощью кейс-технологий Ж «Справочник заместителя директора школы» №4, 2009

7.Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. — М.: Сентябрь, 1998.



Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:

На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это раздел Вебинары, посвященный вопросам организации исследовательской деятельности школьников в природе, а также разделы Исследовательские работы и Публикации. Последние два раздела отличаются от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.


Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы,
  • экологические образовательные экспедиции,
  • экологические лагеря,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты),
  • экологические тропы,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране - присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.


Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации




Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market

Загрузить приложения из AppStore / iTunes


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать наши приложения из магазина RuStore Скачать наши приложения из магазина RuMarket Скачать приложения Экосистемы из магазина NashStore Скачать приложения Экосистемы из магазина GetApps Xiaomi
Скачать приложения Экосистемы из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Поделиться/Share:
Обращение с посетителям сайта



[an error occurred while processing this directive]

: ml :
Порекомендуйте нас в "своих" социальных сетях:
- share this page with your friends!


Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать наши приложения из магазина RuStore Скачать наши приложения из магазина RuMarket Скачать приложения Экосистемы из магазина NashStore Скачать приложения Экосистемы из магазина GetApps Xiaomi
Скачать приложения Экосистемы из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


© Экологический центр "Экосистема"™, А.С. Боголюбов / © Field Ecology Center "Ecosystem"™, Alexander Bogolyubov, 2001-2020