Практикумы
Семинары
Вебинары
Исследовательская работа
Экспедиции и лагеря
Экотропы
Экологические игры
Публикации
ПОЛЕВАЯ ШКОЛЬНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ: ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ
<<< Прочие возможные
опасности полевого периода | Содержание
>>>
ПРИЛОЖЕНИЕ
к методической разработке
«Организация и проведение полевой школьной
экспедиции»
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ —
УЧАСТНИКОВ
МЕЖДУНАРОДНОЙ ТУРИСТСКО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
ЭКСПЕДИЦИИ
(Программа разработана начальником
ТЭЭ, методистом ГМТЦ А.М.Панфиловым)
1. История Магаданской
туристско-экологической экспедиции школьников.
Возникновение ТЭЭ в 1990 году на базе облСЮТур.
Основная цель экспедиции ТЭЭ — экологизация
сознания школьников методами туризма.
Деятельность ТЭЭ как областной экспедиции.
Школьники — участники первых экспедиций.
Создание эмблемы ТЭЭ и ее значение. Озеро Джека Лондона и хребет
Большой Анначаг — район работ ТЭЭ в 1990-91 и 95 гг.
Программа работ и результаты деятельности
ТЭЭ-90-91 и -95.
Участие сборной команды ТЭЭ в Первом
Всероссийском слете туристов-экологов в Москве.
Внесение в программу ТЭЭ элементов научных
исследований. Научные и природоохранные
организации Магадана и области — партнеры ТЭЭ.
Полуостров Кони — район работ ТЭЭ в 1992-94 гг.
Программы работ и результаты деятельности
экспедиции в 1992-94 гг.
Выступления участников ТЭЭ с докладами на
научных конференциях школьников и студентов в г.
Магадане.
Участие школьников ТЭЭ в международной научной
конференции в Анкоридже (Аляска) в 1994 г.
Международные контакты ТЭЭ: участие в работе
экспедиций школьников, учителей и
специалистов-экологов из США. Поездки
магаданских школьников — участников ТЭЭ — на
Аляску для участия в полевой экологической
практике в 1993-94 гг.
Традиции Магаданской туристско-экологической
экспедиции школьников.
2. "Положение о Магаданской городской
комплексной туристско-экологической экспедиции
учащихся" — основной документ экспедиции.
Основные цели и задачи экспедиции. Определение
комплексности ТЭЭ. Организация, проводящая ТЭЭ.
Руководство экспедицией. Преподаватели
экспедиции и руководители экспедиционных групп,
их права и обязанности по организации быта,
учебного процесса и безопасности полевых работ.
Участники экспедиции. Порядок отбора кандидатов
и членов ТЭЭ.
Права и обязанности участников ТЭЭ. Отчисление
из состава ТЭЭ. Права начальника экспедиции в
отношении участников экспедиции. Условия приема
в ТЭЭ иногородних и иностранных участников.
3. Особенности долговременной автономной
полевой экспедиции.
Длительная оторванность от привычной
городской среды обитания. Отсутствие привычных
услуг и комфорта. Сужение круга общения.
Необходимость учитывать особенности характеров
и поведения малознакомых людей. Отсутствие
привычных развлечений. Отсутствие привычных
средств связи. Ограниченные транспортные
возможности. Монотонность питания.
Неблагоприятные погодные условия. Значительные
физические нагрузки. Наличие хищных и опасных
животных. Наличие кровососущих насекомых.
Необходимость жесткой дисциплины.
Понятие о адаптации и акклиматизации. Условия,
способствующие адаптации школьников в полевой
автономной экспедиции.
4. Правила поведения в дикой природе.
Правило передвижения в природном окружении:
зависимость техники движения от конкретной
природной обстановки. Правило бесшумного
поведения. Правило обращения с лесными
обитателями. Правило сбора “даров природы”.
Правило пользования водоисточниками.
Правило организации туристского бивака.
Правило сбора топлива. Правило обращения с огнем.
Правило ликвидации мусора и отходов. Правило
совершения туалета. Правило обращения с
продуктами питания. Правило пользования
автомобильным транспортом.
5. Организация полевого базового лагеря
экспедиции.
Отличия долговременного базового
экспедиционного лагеря от кратковременного
туристского лагеря: проблема мусора и туалета,
проблема хранения продуктов и защиты от диких
животных, проблема топлива и питьевой воды.
Выбор места под базовый лагерь экспедиции:
сухое ровное возвышенное место; наличие топлива
и пресной воды; наличие места под костры,
мусорные ямы, туалет; безопасное расстояние от
реки и берега моря; отсутствие поблизости густых
зарослей и звериных троп; защищенность от
сильных ветров; безопасное расстояние от крутых
склонов; отсутствие долговременной тени;
относительная близость к месту экспедиционных
работ; красивый вид на окрестности.
Порядок постановки лагеря: распределение
обязанностей, сортировка экспедиционного груза,
планировка лагеря, установка жилых палаток,
установка палаток-складов снаряжения и
продовольствия, организация кухни и мусорных ям,
установка туалета, оборудование мест умывания и
чистки рыбы.
Правила установки палаток: выбор ровного
сухого места, размещение палатки относительно
зарослей и вероятного направления ветра.
Подготовка площадки под палатку.
Учет возможности прихода медведя при
размещении палаток.
Защита палаток от дождя. Недопустимость
окапывания палатки. Как крепить к палатке
полиэтиленовый тент. Правила эксплуатации
тентов.
Необходимость проветривания палаток.
6. Охрана природы при обустройстве базового
лагеря экспедиции.
Планировка базового лагеря с учетом
окружающего ландшафта.
Предварительный просмотр местности,
определение наиболее “ранимых” участков и
участков, которые должны быть полностью
исключены из хозяйственной и иной деятельности
при постановке лагеря.
Определение участков территории базового
лагеря, которые будут подвергаться наибольшей
рекреационной нагрузке. Учет необходимости
сохранения растительности и почвы при
размещении на местности различных участков
лагеря (жилые палатки, кухня, места для игр и
сборов и т.п.).
Разметка и обустройство тропинок для
передвижения по лагерю.
Необходимость выбора в период подготовки
экспедиции оборудования, не требующего
специального оснащения в процессе эксплуатации
в поле.
Использование природного и подручного
материала при обустройстве лагеря.
Использование природосберегающих приемов и
материалов при устройстве лагеря. Минимальное
использование металлического крепежного
материала (гвозди, скобы, проволока и т.п).
Изготовление полевой “мебели” (столы, лавки,
шкафчики и т.п.). Способы соединения деревянных
деталей без гвоздей (на шипах, клиньях,
соединения веревкой и лентами).
Использование камней для сооружения временных
хозяйственных построек.
Снятие базового лагеря. Подготовка к снятию
лагеря, распределение обязанностей. Разборка
временных сооружений. Очистка территории лагеря.
7. Распорядок дня в базовом лагере экспедиции
и правила поведения в базовом лагере.
Необходимость твердого распорядка дня.
Зависимость успешности выполнения дневной
программы ТЭЭ от раннего отбоя и раннего подъема.
Знакомство с распорядком дня.
Необходимость дежурства в группах, порядок
отбора дежурных. Составление графика дежурства.
Обязанности дежурных по соблюдению распорядка
дня группой. Обязанности дежурных по заготовке
топлива и дров. Обязанности дежурных по
приготовлению пищи. Обязанности дежурных по
уборке кухни и мытью посуды. Обязанности
дежурных по сортировке мусора и упаковок.
Правила мытья посуды и умывания в полевом
лагере. Правила стирки и организации бани.
Правила передвижения по территории лагеря.
Необходимость поддержания чистоты на территории
полевого лагеря.
Этика туриста. Как вести себя в многоместных
палатках. Особенности поведения дежурных до
общего подъема. Правила поведения после отбоя.
Сменный дежурный по лагерю экспедиции, его
обязанности по обеспечению безопасности и
соблюдению распорядка дня.
8. Учет, хранение и использование продуктов
питания в экспедиции.
Завхоз экспедиции, его обязанности по
организации закупки, упаковки, выдаче продуктов
питания и хранению НЗ экспедиции. Маркировка
упаковок с продуктами.
Завхозы групп и их обязанности по обеспечению
питания групп и хранению продуктов групп.
Порядок получения продуктов в базовом лагере.
Ведение расходного продуктового журнала группы.
Особенности хранения консервированных
продуктов в металлических и стеклянных банках. Сроки хранения консервов и
прочих продуктов питания. Особенности хранения
овощей. Хранение круп, макаронных изделий и
хлеба. Хранение сахара и конфет. Особенности
хранения остро пахнущих пищевых продуктов.
Хранение сливочного масла и сыра.
Проветривание и просушивание пищевых
продуктов.
Ревизии продовольственных запасов группы.
Меню группы и выдача дневного рациона.
Составление ежедневного меню.
Правила приема пиши.
9. Приготовление пищи на костре.
Подготовка дров и растопки к разжиганию костра.
Хранение дров и растопки. Общие правила
разведения костра.
Разведение костра в дождливую погоду.
Разведение костра в ветреную погоду.
Установка котлов и ведер на таганках. Кипячение
воды. Как правильно подкладывать дрова.
Регулировка температуры и интенсивности
пламени костра.
Правила поведения у кухонного костра.
Обязанности дежурного по поддержанию дисциплины
и порядка на кухне во время приготовления пищи.
Одежда и обувь дежурного и кострового.
Порядок приготовления пищи. Как варить
макаронные изделия. Как варить крупы. Как
растворять сухое молоко. Как приготавливать пюре
из сублимированных порошков. Как правильно
варить рыбу. Приготовление пищи из консервов и
концентратов.
Особенности применения специй.
Особенности применения сыпучих дозируемых
продуктов (чай, соль, растворимый кофе и т.п.).
Потенциально опасные продукты питания (соленая
рыба, консервы) и особенности их применения.
Порядок сервировки стола.
Обязанности дежурных по сервировке стола и
раздаче пищи.
Меры безопасности при использовании в пищу
грибов и диких съедобных растений.
10. Техника безопасности при проведении
бивачных работ.
Техника безопасности при заготовке дров.
Правила переноса бревен и стволов деревьев.
Весовые нагрузки, разрешенные для подростков.
Особенности переноса бревна вдвоем.
Техника работы двуручной пилой: размещение и
закрепление бревна, удерживание бревна, движения
пильщика. Одежда и обувь пильщика.
Техника работы пилой-ножовкой. Безопасная
переноска и хранение пил.
Как правильно валить сухие деревья.
Безопасность при работе с топором. Подготовка
топора к работе: внешний осмотр и проверка
надежности насадки топорища. Колка дров:
размещение колоды и рубщика относительно
окружающих. Стойка рубщика. Рубка дров:
размещение дров относительно ног рубщика.
Безопасная переноска и хранение топора.
Правила поведения у костра. Обязанности
каждого участника ТЭЭ по соблюдению норм противопожарной
безопасности.
Техника безопасности при строительных работах
в базовом лагере. Одежда и обувь "строителя".
Техника безопасности при работе с молотком.
Техника безопасности при земляных работах.
Профилактика нагноений и иных заболеваний при
легких травмах.
11. Экспедиционное снаряжение.
Личное снаряжение. Спальные мешки, их типы и
конструкции. Правила эксплуатации спального
мешка и ухода за ним. Изолирующие коврики, их
виды, назначение и применение. Рюкзаки; типы
конструкций, сравнение преимущества и
недостатки. Выбор рюкзака. Эксплуатация и уход за
рюкзаком.
Одежда экспедиционника. Назначение, основные
параметры. Выбор экспедиционной одежды. Уход за
одеждой.
Обувь экспедиционника. Назначение. Выбор обуви
в зависимости от условий работы. Придание обуви
водоотталкивающих свойств.
Список личного снаряжения. Индивидуальная
посуда, аптечка, ремонтный и аварийный наборы.
Групповое снаряжение. Палатки. Конструкции
палаток. Эксплуатация палаток и уход за ними.
Веревки. Виды веревок, их назначение.
Применение веревок в туристской и
экспедиционной практике.
Скальное снаряжение. Страховочные системы и
карабины.
12. Техника и тактика экспедиционного
маршрута.
Правила передвижения по пересеченной
местности. Техника движения по травяным, осыпным
и скальным склонам. Понятие о страховке и
самостраховке.
Особенности движения по курумнику (каменным
россыпям).
Техника движения по лесу. Кедровый стланик, как
основное препятствие.
Особенности ориентирования в лесу. Движение по
тропе, по направлению, по азимуту.
Основы аварийного ориентирования.
Движение по болотистой местности. Виды болот,
оценка их проходимости.
Переправы через горно-таежные реки. Оценка
потенциальной опасности реки. Поиски и выбор
места переправы. Техника и способы переправ
через реки.
Особенности движения по морскому берегу и
приливно-отливной зоне.
Тактика экспедиционного маршрута.
Формирование группы, распределение
обязанностей. Роль руководителя на стадии
подготовки.
Группа в движении. Походный строй, интервал,
темп и ритм движения. Обязанности направляющего
и замыкающего. Выбор направления движения и
выбор пути. Продолжительность перехода.
Определение продолжительности дневного
перехода.
Привалы. Виды и назначение привалов. Выбор
места привала в зависимости от назначения.
Работа группы по обустройству привала.
Правила поведения на привале. Правила
обращения с рюкзаками на привале. Основное
правило при уходе с привала.
13. Техника безопасности на маршруте.
Факторы, влияющие на безопасность похода:
объективные и субъективные.
Особенности рельефа, внезапные ухудшения
погоды, стихийные бедствия, дикие животные и
особенности растительного покрова района
предстоящего похода.
Значение наличия туристского опыта,
специальной теоретической и практической
подготовки, физической подготовки, достоверных
сведений о районе, картографического материала,
специального снаряжения и продовольствия,
медаптечки и аварийного набора как основы
безопасности на маршруте.
Значение наличия конкретной цели похода.
Психологическое состояние группы.
Значение дисциплины на маршруте. Роль
руководителя на маршруте и его обязанности по
обеспечению безопасности похода.
Порядок действий в экстремальной ситуации на
маршруте.
Разбор и анализ конкретных ситуаций в
туристских походах и экспедиционных маршрутах.
14. Правила поведения при встрече с опасными
животными.
Особенности распространения бурого медведя на
территории Магаданской области и в районе
предстоящей экспедиции. Особенности биологии и
поведения бурого медведя.
Места наиболее вероятной встречи с медведем.
Время года, время суток и состояние погоды, когда
встреча с медведем наиболее вероятна.
Поведение медведя при встрече с человеком.
Факторы, способствующие привлечению медведя к
жилищу человека.
Способы защиты экспедиционного лагеря от
медведя: пассивные и активные.
Использование пиротехнических средств.
Техника безопасности при использовании ракет и
фальшфейеров.
Поддержание чистоты как один из способов
защиты.
Как вести себя при встрече с медведем.
15. Способы защиты от кровососущих и ядовитых
насекомых.
Виды летающих кровососущих насекомых
Магаданской области. Влияние гнуса на физическое
и психическое состояние человека. Механизм укуса
комара и мошки, последствия их укуса.
Аллергические явления. Привыкание к укусам. Что
привлекает комаров к человеку.
Защита от гнуса. Соблюдение гигиенических норм
как один из путей защиты от гнуса. Механическая
защита: накомарники, сетка Павловского, одежда,
окуривание.
Электронные средства защиты.
Средства отпугивания — репелленты. Химические
средства отпугивания: дэта, редэт, рипудин,
диметилфталат, аэрозольные средства.
Преимущества и недостатки кремов, эмульсий,
лосьонов и аэрозолей. Проверка репеллентов на
отсутствие индивидуальной аллергической
реакции.
Народные средства борьбы с гнусом: деготь,
уксус, гвоздика.
Методы лечения укусов мошки и комаров.
Применение подручных средств при лечении укуса.
Ядовитые насекомые области. Жук майка из
семейства нарывников. Внешний вид, места
распространения. Ядовитый фактор и последствия
его воздействия. Лечение. Меры предосторожности
в походе и при проведении научных наблюдений.
Осы. Особенности поведения. Механизм
“ужаления”. Лечение укуса. Меры
предосторожности.
Иксодовые клещи. Особенности распространения.
Время года и суток, когда клещи наиболее активны.
Клещевой энцефалит. Симптомы заболевания.
Способы извлечения клещей из кожи человека.
Защита от клещей. Вакцинация. Необходимость
постоянного само — и взаимоосмотра. Меры
предосторожности при работе в местах
распространения клещей.
16. Соблюдение норм санитарии и гигиены в
полевой экспедиции.
Необходимость постоянного контроля за
самочувствием в полевой экспедиции.
Самоконтроль и взаимоконтроль. Утренний и
вечерний туалет. Уход за ногами в полевых
условиях. Уход за кожей лица. Уход за зубами в
полевых условиях.
Профилактика пищевых отравлений и
желудочно-кишечных расстройств.
Правила отдыха в палатках.
Характерные для экспедиционных условий
заболевания и травмы, их лечение и профилактика.
Нормы поднятия тяжестей для подростков.
Личная индивидуальная аптечка.
17. Правила противопожарной безопасности.
Причины возникновения лесных пожаров.
"Естественные причины": сухие грозы, трение,
извержения вулканов и истечение раскаленных
газов при землетрясениях.
"Искусственные причины": курение в лесу,
непотушенные и неправильно оборудованные
костры, стрельба из ружей, искры от транспорта и
техники, заполненные водой стеклянные емкости,
поджоги.
Выбор безопасного места для костра. Где нельзя
разводить костры. Где можно разводить костры.
Порядок устройства безопасного кострища.
Виды лесных пожаров: верховой, низовой и их
характеристики. Порядок действий при
обнаружении очага возгорания в лесу. Как уходить
от лесного пожара.
18. Техника безопасности в пути следования к
месту проведения полевой экспедиции и обратно.
Правила погрузки экспедиционного имущества на
судно.
Размещение груза на судне и безопасность
передвижения по палубе.
Порядок посадки участников экспедиции на
судно. Экипаж судна и его обязанности в отношении
пассажиров. Обязанности пассажиров по
соблюдению правил поведения на судне.
Запрещенные к посещению пассажирами участки
судна. Рекомендуемые для размещения и прогулок
пассажиров участки судна.
Спасательные средства судна (спасательные
плоты, спасательные жилеты и круги), места их
размещения, порядок приведения в рабочее
положение и правила использования. Сигнал
"Человек за бортом!" и порядок действий по
нему.
Размещение и правила поведения пассажиров во
время движения судна. Обязанности взрослых
участников экспедиции по обеспечению
безопасности школьников. Обязанности участников
экспедиции по постоянному взаимоконтролю в
период нахождения на борту судна.
Как бороться с морской болезнью.
Как вести себя в случае падения в воду и при
аварийном оставлении судна.
Техника безопасности при высадке на
необорудованный берег.
Порядок высадки пассажиров и выгрузки грузов.
Правила поведения в лодке (шлюпке).
Техника безопасности при погрузке на судно с
необорудованного берега.
Правила поведения в моторной лодке при
движении по морю и реке.
Использование вертолета для перевозки
школьников. Нормы нагрузки (человековместимость
и грузоподъемность) для вертолета Ми-8. Грузы,
запрещенные к перевозке одновременно со
школьниками. Как подходить к вертолету. Опасные для человека зоны
вокруг вертолета. Размещение пассажиров в
вертолете и правила поведения во время полета.
Обязанности экипажа вертолета по отношению к
пассажирам. Обязанности взрослых участников
экспедиции по обеспечению безопасности
школьников.
Техника безопасности при перевозке участников
экспедиции автотранспортом. Порядок размещения
участников в автобусе (“вахтовке”). Правила
поведения пассажиров в период движения
автотранспорта. Запрет на прием пищи при
движению по дорогам с плохим состоянием
дорожного полотна. Запрещенные к перевозке
школьников виды автотранспорта.
19. Знакомство с районом проведения
предстоящей экспедиции.
Географическое положение района
экспедиционных работ. Путь заезда и его
продолжительность; способ заброски личного
состава.
Рельеф района работ; гидросеть. Интересные
природные объекты.
Климат района. Растительность и животный мир
района. Возможные опасности, связанные с районом.
Краткие сведения о истории освоения района.
Практическая работа с картами района
предстоящей экспедиции.
<<< Прочие возможные
опасности полевого периода | Содержание
>>>
Другие страницы раздела
"Образовательные программы":
|
Практикумы
Семинары
Вебинары
Исследовательская работа
Экспедиции и лагеря
Экотропы
Экологические игры
Публикации
|